ЛОГОРИТМИКА С ЭЛЕМЕТАМИ НЕЙРОГИМНАСТИКИ


Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. В нашем детском саду активно внедряются на логопедических занятиях упражнения , направленные на развитие моторики и общих движений в сочетании с логоритмическими упражнениями. Используются в работе материалы и рекомендации таких авторов, как Шутова Н.Г («Секреты логоритмики с элементами нейрогимнастики и биоэнергопластики у детей с речевой патолгией»), Косинова Е.М ( «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией и минимальными дизартрическими расстройствами», «Пальчиковая гимнастика: Нейрофитнес для малышей»), Нищева Н.В ( «Веселая пальчиковая гимнастика») и др.
Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения на развитие движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга»
У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой и общей моторики в сочетании с речевыми упражнениями, должно уделяться особое внимание. В своей работе с детьми мы используем следующие приемы:
- Классическая пальчиковая гимнастика с элементами кинезитерапии- это специальные упражнения, направленные на формирование межполушарного взаимодействия: «Зайчики- колечки», «Зайчики-колечки- корова», «кулак-ребро-ладонь», «Шагаю», «Стол-стул», «Ток», «кап-кап», «тук- молоток» и др. Данные упражнения также могут сочетаться с произнесением слогов, слов с целью автоматизации звуков.
- Стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и стопах. С этой целью мы используем логоритмические упражнения во время хождения по ребристым дорожкам массажным коврикам. На логопедических занятиях также происходит стимулирование активных точек на пальцах рук при помощи различных упражнений с шариками, массажными мячиками, грецкими орехами, карандашами. Особенно нравится детям массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки обеих рук;
- сочетание массажа грецкими орехами с проговариванием чистоговорок.
Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке;
Массаж чётками:
- перебирание чёток с сочетанием произнесения слогового ряда с целью
автоматизации того или иного звука.
Также используем методику массажа пальцев в сочетании с веселыми
рифмовками. Учим детей растирать сначала подушечку пальца, а затем
медленно подниматься к основанию пальца .Также используем само-
массаж пальцев с помощью прищепок.
Предлагаем для проведения с детьми следующие упражнения:
Упражнение «Белка» (с грецкими орехами)
Белка шла, шла, шла И орешек нашла Щел-щел-щелк-щелк Где-то ходит волк, волк-волк Я орешек белке дам, дам, дам Я не съем орешек сам, сам, сам Щелкает орешки:щелк-щелк-щелк Пусть уходит волк, волк, волк |
Указательным и большим пальцем держать орех и нажимать им на ладонь, поочередно левой и правой руки Катать вдоль ладоней Катать по кругу между ладоней Нажимаем орешком на каждый палец На другой руке Катать вдоль ладоней Катать по кругу между ладоней |
Упражнение «Зайка» с карандашами.
Ходит зайка по дорожке: Топ-топ-топ-топ У него большие ножки: Топ-топ-топ-топ Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот-вот-вот-вот Вот-вот-вот-вот |
Катать карандаш между ладонями Поочередно надавливать не острым краем карандаша на левую и правую ладонь Катать между ладонями Протягивать карандаш между пальцами рук поочередно |
Упражнение с прищепками «Кусь-кусь»
Кусь-кусь-кусь-кусь Я прищепки не боюсь |
Поочередно зажимаем слегка прищепкой каждый пальец сначала на одной руке, потом на другой Катать прищепку между ладоней |
Упражнение «Колючий ёж»
Круглый мячик ты возьмешь, Он колючий, словно ёж Уф-уф-уф-уф Уф-ф-уф-уф-уф |
Катать массажный мячик по кругу между ладонями Правой рукой нажимать мячом по левой руке от кисти до плеча вверх. Левой рукой нажимать мячом по правой руке от кисти до плеча вверх. |
- «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»:
Также в своей работе мы используем методику Н.Г Шутовой «Секреты логоритмики с элементами нейрогимнастики», проводимую на массажных ковриках. В данных упражнениях дети учатся сочетать движения с речью, овладевают ритмической структурой речи. Активизируется работа правого и левого полушария, стимулируются активные точки на стопах ног. Таким образом, данная методика позволяет в быстрые сроки автоматизировать звуки речи и сделает речь ребенка более чистой.
- Чистоговорки на ритмизацию по методике М.М Косиновой. Например, упражнение «Удары-хлопки- фоажки». Данное упражнение используется с целью автоматизации того или иного звука, например, звук Л:
ЛА-ЛА - удары ЛА-ЛА- хлопки ЛА_ЛА-ЛА- флажки |
Два удара ладонями по ногам Два хлопка руками Одной рукой гладить другую сверху вниз и снизу вверх |
Систематически проводимая работа с детьми по развитию мелкой и общей моторики в сочетании с нейрогимнастикой и логоритмикой и в тесной взаимосвязи с изучаемыми темами дает хорошую положительную динамику. У детей хорошо сформирована грамматическая, звуковая и связная речь на данный период развития, что способствует дальнейшему развитию речи.